Рабочая программа воспитания

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ Пильнинский детский сад № 1
«Теремок»
(протокол от 31 августа 2023 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНА
заведующим МБДОУ Пильнинский
«Детский сад № 1 «Теремок»»
приказ № 82 от 31 августа 2023 г.

ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Пильнинский детский сад №1 «Теремок»

2.7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (РПВ) (ФОП, п. 29)

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=173

2.7.1. Пояснительная записка
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению,
лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного
пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное,
самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального
народа России
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.

Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
традиционными ценностями российского общества.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том
числе системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
2.7.2. Целевой раздел Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребенка с учетом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания
Патриотическое направление воспитания
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у
ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.

3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа
жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма
наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает
развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и
процветании своей Родины.
Духовно-нравственное направление воспитания
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному
поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно - нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно - смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом
и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения
детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими
людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура
поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания
1)
Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание осуществляется в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра
ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.

4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками
и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека.
Трудовое направление воспитания
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки
к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и
умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих
внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный
мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные "портреты" ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО, оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
Направление воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к
близким людям, бережное отношение к
живому

Духовно-нравственное
Социальное

Познавательное
Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Эстетическое

Жизнь, милосердие,
Способный понять и принять, что
добро
такое "хорошо" и "плохо".
Проявляющий сочувствие, доброту.
Человек, семья,
Испытывающий чувство удовольствия
дружба, сотрудничество в случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям
и способный бесконфликтно играть рядом
с ними.
Проявляющий позицию "Я сам!".
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении.
Познание
Проявляющий интерес к окружающему
миру. Любознательный, активный в
поведении и деятельности.
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни и
здоровья, владеющий основными
способами укрепления здоровья физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Труд
Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и
других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный
труд, детский дизайн и другое).
Культура и красота
Проявляющий эмоциональную
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве. Способный к творческой
деятельности (изобразительной,
декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой,
театрализованной и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране -

Духовно нравственное

Социальное

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

России, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Жизнь, милосердие,
Различающий основные проявления
добро
добра и зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным
к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Человек, семья,
Проявляющий ответственность за свои
дружба, сотрудничество действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Познание
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной
и продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира
на основе традиционных ценностей.
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни,
владеющий основными способами
укрепления здоровья - занятия физической
культурой, закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности.

Трудовое

Эстетическое

Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Культура и красота
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
2.7.3. Содержательный раздел Программы воспитания

Уклад образовательной организации
Уклад ДОО - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения
ДОУ.
Для регламентации межличностных отношений в ДОО разработаны нормативные
локальные акты основные из них:
- Положение о нормах профессиональной этики,
- Коллективный договор,
- Устав,
- Правила внутреннего трудового распорядка,
- Договор с родителями.
Основной целью педагогической работы ДОУ является формирование основ базовой
культуры личности, создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного
возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование уважения к человеку труда, воспитание любви к прекрасному,
приобщение к здоровому образу жизни.
Миссия дошкольного образовательного учреждения - реализация целостного
образовательного процесса и воспитание у дошкольников таких качеств, как:







любовь к Родине, гордость за ее достижения;
уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим,
заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр.;
традиционные гендерные представления;
нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать
положительному примеру («быть хорошим»).
стремление быть полезным членом сообщества, умение поступиться личными интересами
в интересах общего дела.
проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской
деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить
к решению различных жизненных ситуаций.







позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело.
позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований,
физических и психических особенностей.
позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность
в своих силах.
отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
стремление к здоровому образу жизни.

В основе Уклада дошкольной образовательной организации заложены базовые
национальные ценности:
- система отношений взрослых и детей, основанная на взаимном уважении;
- традиционные праздники и событий;
- режим дня, правила поведения, ритуалы.
- возможность разновозрастного общения и взаимодействия;
- воспитание ответственности через доверие и уважение;
- значимость и авторитет труда и знания;
- свобода и ответственность.
Ключевыми содержательными линиями осуществляемого в ДОУ воспитательного процесса
является духовно-нравственное и эстетическое, здоровьесберегающее воспитание детей,
основанное на создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми;
игровой деятельности;
познавательной деятельности;
проектной деятельности;
художественной деятельности;
физического развития.
В группе ДОО присутствуют государственные символы, символы Организации и символы группы.
Каждая группа самостоятельно вырабатывает символы и правила группы, опираясь на интересы и
инициативу детей.

ПроцесвпитаняДОоывеслдующихпрнцавзмодейстияпгчкхрабонвисптк:
-позитвнаясцлребнка(пдолгт,чсвенирбкомультных,средвипобятльнс,курыхобазцвпедниящсругмлюдьи,побщенктрациямсь,общетвгударпоисхявцетрудничсваозлымдругиеть,напвлогсздиерпылокнцйдеятльсирбнкавзмяющесир;
-личностразвющйгумнистчекхарвзимодейстялых(рйзаконпредствилй)опанкв,гедичсхыработнквДОУидей).Лчност-развиющемодйстявлнеъмойставчьюцилнойстуарзвияебнкаоргизц,услвемгоэцинаьблпучяионцегразвт-ия;содйерунчтводйизслых,прнаебкоцымучастнико(бъе)впатльныхошеий.Эпрнцедолагткивнучсехбъктовнший–адет,квзрослых–еаицпрогмывстания;
-партнесвоДОУмьй.Струдничесво,кпацямьйтрыосвншеимь,уажнсйыхцеотирадй,хучетвобзльнйраеявютсжнйшимпрцовстаельнйпргмы.СотудикДОУлжнызаьобусвияхжнрекавсмь,поитрблеыуважьцностирдемйвоспитанк.Пргмедполатзнбрыефомстудничваьейксоржтлнм,аивгзцопланх.
-сетвозаимдйргнцямисоалз,брвнияхаыздоьругмипатне,корымгутвнесиладзвопитней,акжспользвниерумтогсбщеваиртныхпогмдлиеьнбразовядтейлгщнидтскоразвя.

ОсновыетрадицпявДОУ

ключевыобщсадимрпят,еои«КалндрябзовтеьыхсийРФ»напрвлеыдухо-аственипрочкстаниеврмхоцльгпатнёрсвемяиопанквсцильымпртнёа

Принципы организации событий, праздников и мероприятий описаны в разделе
Программы «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий»

Примерный план мероприятий формируется ежегодно на основе Федерального плана,
региональных мероприятий, традиций Организации и каждой группы с учетом возрастных
возможностей и интересов детей, а также с учетом мнения родителей. План может
корректироваться и изменяться в течении года с целью наибольшего удовлетворения
запросов и интересов всех участников образовательного процесса, и в первую очередь
детей.

Воспитывающая среда образовательной организации
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цели и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с
другой - культурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитательной среды являются ее насыщенность и
структурированность.
Способ структурирования предполагает интеграцию:
- «от взрослого»: предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
- «от совместности ребенка и взрослого»: событийной среды как способ
жизнедеятельности и событийности детско-взрослой общности,
- «от ребенка (детская инициатива, поддержанная и сопровождаемая взрослым)»:
рукотворной среды, которая, с одной стороны, является результатом развития, с другой формирует ценностно-смысловую перспективу творческого и созидающего отношения ребенка к
окружающему миру.
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и
эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.
Образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль
взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии
к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их,
вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление
позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям
и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на
достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов
семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей
Модель развивающей предметно-пространственной среды:
Образовательные области

Познавательно
е развитие
Экологический
центр
Патриотически
й центр

Речевое
развитие

СоциальноХудожественнокоммуникативно эстетическое
е развитие
развитие
Зонирование по центрам активности
Центр речевого Игровой центр
Центр творчества
развития
Центр
художественно
й литературы

Центр дежурств

Физическое
развитие
Центр
двигательно
й
активности

Театрализованны
й центр

Музыкальный
центр
Оборудование, игрушки, пособия
Общности дошкольной образовательной организации
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной
деятельности.
В дошкольной организации присутствуют три общности:
- педагог - дети;
- родители (законные представители) - дети;
- педагог - родители (законные представители).
Цель общности «педагог - дети»: создание условий для формирования гуманистических
ценностей и открытых отношений между сверстниками и педагогом.
Общность «педагог - дети»
Общность «педагог - дети» организована по принципу
Особенности
«События» и проектируются в соответствии с логикой и
организации общности
тематикой календарного плана.
«педагог - дети»
Значение:
Значение общности в
- общие интересы, объединяющие педагога и детей;
процессе воспитания детей
- обсуждение проблемных ситуаций, совместный поиск
решений;
- совместное проживание событий.
Цель общности «родители (законные представители) - дети»: создание условий для
построения взаимодействия в форме сотрудничества с родителями (законными представителями)
детей для решения воспитательных задач.
Общность «родители (законные представители) - дети
Общность «родители - дети» организована для обеспечения
Особенности
единства подходов к воспитанию детей в условиях детского сада
организации общности
и семьи.
«родители - дети»
Значение:
Значение общности в
- общие интересы родителей и детей;
процессе воспитания детей

- обеспечение максимального участия родителей и детей в
жизни дошкольной организации;
- совместное проживание событий.
Цель общности «педагог - родители» (законные представители): создание условий для
взаимного доверия, уважения и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей
(законных представителей).
Общность «педагог - родители (законные представители)»
Общность «педагог - родители» организована для общения
Особенности
и сотрудничества с родителями.
организации общности
«педагог - родитель»
Значение:
Значение общности в
- совместное осознание происходящих событий;
процессе воспитания детей
- выход в единое ценностно-смысловое пространство;
- поддержка отношения равенства, взаимного интереса,
взаимоуважения.
Задачи воспитания в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей
стране;
- воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре
и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной
позиции.
- создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого
поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда
и труда других людей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на приобщение детей к
ценностям: "Родина", "Природа", "Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро",
"Дружба", "Сотрудничество", "Труд". Это предполагает решение задач нескольких направлений
воспитания:
Познавательное развитие
Задачи:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для
человека, общества, страны;

- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу,
гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной
страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Познавательное развитие направлено на приобщение детей к ценностям "Человек",
"Семья", "Познание", "Родина" и "Природа".
Речевое развитие
Задачи:
- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и
нормы культурного поведения;
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота».
Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота",
"Природа", "Культура";
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации
и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественноэстетическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура",
"Человек", "Природа".
Физическое развитие
Задачи:
- формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и
физической культуре;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса
к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению
гигиеническим нормам и правилами;
- воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых
качеств.

Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье",
От 2 лет до 3 лет
Содержание воспитательной работы в дошкольной образовательной организации
Группа детей раннего возраста (2 - 3 года)
Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы в
соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО
Направления
воспитания.

Цель, задачи

Ценности
Патриотическое
Ценности: Родина,
природа

Духовнонравственное
Ценности:
милосердие, жизнь,
добро

Цель: создание
условий для воспитания
нравственных качеств в
процессе освоения
общепринятых правил и
норм общения со
взрослыми, родителями,
сверстниками, бережному
отношению к
окружающему миру.
Задача:
- обеспечить условия
для воспитания
нравственных качеств в
процессе освоения
общепринятых правил и
норм общения со
взрослыми, родителями,
сверстниками;
- формировать
бережное отношение к
окружающему миру
Цель:
создание условий для
усвоения детьми
общепринятых моральнонравственных норм и
ценностей.
Задачи:
- обеспечить условия
для усвоения детьми
общепринятых морально-

Направление деятельности
педагога, воспитателя,
руководителя ДОО
1. Организация воспитательной
работы по формированию любви к
семье, близким людям.
2. Организация воспитательной
работы по ознакомлению с
окружающим миром:
- предметное окружение;
- природное окружение.
Подготовка и реализация проекта
«Наша дружная семья».
Подготовке и реализация проекта
«Наш любимый и красивый детский
сад».
3. Педагогическая диагностика,
индивидуальная динамика развития
ребенка.
Определение эффективности
педагогических действий, анализ
результатов.

1. Организация работы по
воспитанию духовно-нравственных
ценностей в процессе взросло-детской
партнерской деятельности.
2. Планирование и реализация
игровых ситуаций по темам «Добрые
поступки», «Вежливость».
3. Подготовка и реализация минипроекта «Добрые слова».

Социальное
Ценности:
человек, дружба,
сотрудничество.

Познавательное
Ценность: знание

Физическое и
оздоровительное
Ценности: здоровье,
жизнь

нравственных норм и
ценностей;
- воспитывать
эмоциональную
отзывчивость на
состояние близких людей;
- формировать
элементарные
представления о том, что
хорошо и что плохо.
Цель:
создание условий для
формирования первичных
ценностных
представлений.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
для формирования
ценностно-смыслового
отношения ребенка к
социальному окружению.
Цель:
создание условий для
формирования ценности
познания.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
для развития детских
познавательных
интересов,
познавательной
мотивации,
познавательных действий.

Цель:
создание условий для
физического и
оздоровительного
воспитания и развития
детей.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
по физическому и
оздоровительному

4. Подготовка и реализация минипроекта «Спешите делать добро».

1. Создание игрового Центра
активности.
2. Организация игровой
деятельности для развития общения,
готовности к сотрудничеству.
3. Организация и проведение
игровых ситуаций, проявляющих
позицию «Я сам!».
4. Подготовка и проведение
выставки продуктивных работ,
созданных в результате совместной
деятельности.
1. Организация насыщенной и
структурированной образовательной
среды.
Создание Центра науки и
естествознания, центра
конструирования, центра песка и воды.
2. Организация совместной
деятельности с детьми на основе
наблюдения.
3. Организация игровой
деятельности, направленной на
развитие речевой и поведенческой
активности.
4. Ознакомление родителей с
содержанием воспитательной работы
по познавательному развитию.
1.Организация режимных моментов
по освоению культурно-гигиенических
навыков.
2. Организация двигательной
деятельности.
3. Ознакомление родителей с
содержанием воспитательной и
физкультурно-оздоровительной
работы в группе.

Трудовое
Ценность:
труд

Эстетическое
Ценности:
культура, красота.

воспитанию и развитию
детей.
Цель:
создание условий для
воспитания ценностного
отношения к труду.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
для формирования
навыков, необходимых
для трудовой
деятельности детей.
Цель:
создание условий для
обогащения чувственного
опыта и развития
эмоциональной сферы
личности ребенка в
процессе художественнотворческой и
продуктивной
деятельности.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
для воспитания культуры
общения, поведения,
этических представлений
в процессе
художественнотворческой и
продуктивной
деятельности.

1. Организация воспитательной
работы по формированию навыков
трудового усилия.
2. Организация воспитательной
работы по формированию стремления
к ежедневной полезной трудовой
деятельности.

1. Создание эстетической
развивающей среды.
2. Организация воспитательной
работы по рисованию и лепке
(изобразительной деятельности);
организация музыкальнотворческой среды.
3. Организация выставок,
концертов, детских развлечений,
праздников.

От 3 лет до 4 лет
Содержание воспитательной работы в дошкольной образовательной организации с
детьми младшей группы (3 - 4 года).
Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы в
соответствии с возрастными особенностями детей 3 - 4 лет.
Направления
воспитания.

Цель, задачи

Ценности
Патриотическое

Цель:

Направление деятельности педагога,
воспитателя, руководителя ДОО
1. Организация воспитательной работы
по формированию любви к родному краю,

создание условий для
воспитания
нравственных качеств, в
процессе ознакомления
детей с малой родиной,
своей страной, семьей,
природой.
Задача:
обеспечить условия
для воспитания
нравственных качеств, в
процессе ознакомления
детей с малой родиной,
своей страной, семьей,
природой.
ДуховноЦель:
создание условий для
нравственное
воспитания социального
Ценности:
милосердие,
и эмоционального
жизнь, добро
интеллекта.
Задача:
формировать опыт
правильной оценки
хороших и плохих
поступков (социальный
и эмоциональный
интеллект).
Социальное
Цель:
создание условий для
Ценности:
человек, дружба формирования
сотрудничество. ценностного отношения
к семье, человеку,
дружбе.
Задача:
обеспечить
построение
воспитательного
процесса для
формирования
ценностно-смыслового
отношения ребенка к
социальному
окружению.
Познавательное
Цель:
создание условий для
Ценность:
познание
формирования ценности
познания.
Задача:
Ценности:
Родина, природа

родной природе, семье, культурному
наследию своего народа.
2. Организация детско-родительских
проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным
традициям.
3. Организация воспитательной работы
по формированию бережного отношения к
природе.

1.Организация воспитательной работы
по формированию детей элементарных
представлений о том, что такое хорошо и что
такое плохо.
2. Подготовка и реализация группового
проекта «Наша дружная семья».
3. Организация выставки книг,
иллюстраций о добре, милосердии в
«Литературном» Центре (уголке).

1. Организация сюжетно-ролевых игр по
воспитанию нравственных качеств (заботы,
милосердия, эмпатии (сопереживания),
умения договариваться, соблюдать правила).
2. Организация игр на воспитание
навыков поведения в обществе.
3. Планирование и проведение
ежедневных игровых ситуаций,
предполагающих анализ своих поступков и
поступков других детей.
4. Создание доброжелательного
психологического климата в группе.

1. Организация насыщенной и
структурированной образовательной среды.
Создание «Центров активности» (Центр
науки и естествознания, центр
конструирования, центр песка и воды).

Физическое и
оздоровительное
Ценности:
здоровье, жизнь

Трудовое
Ценность:
труд

Эстетическое
Ценности:
культура и
красота

обеспечить
построение
воспитательного
процесса для развития
детских познавательных
интересов,
познавательной
мотивации,
познавательных
действий.
Цель:
создание условий для
физического воспитания
и развития детей
3 - 4 лет в процессе
ежедневной
двигательной
деятельности.
Задача:
обеспечить
построение
воспитательного
процесса по
физическому
воспитанию и развитию
детей
3 - 4 лет в процессе
двигательной
деятельности.
Цель:
создание условий для
воспитания ценностного
отношения к труду.
Задача:
обеспечить
построение
воспитательного
процесса для
формирования навыков,
необходимых для
трудовой деятельности
детей.
Цель:
создание условий для
обогащения
чувственного опыта и
развития эмоциональной
сферы личности ребенка
в процессе

2. Организация совместной деятельности
с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования).
3. Организация походов и экскурсий,
чтения и просмотра иллюстраций книг.
4. Организация конструкторской и
продуктивной творческой деятельности.

1. Организация работы по физическому
воспитанию детей 3 - 4 лет с учетом
обновления и пополнения развивающей
предметно - пространственной среды.
2. Организация и проведение подвижных
игр.
3. Организация и проведение
спортивных игр.
4. Организация и проведение народных
игр.
5. Ознакомление родителей с
содержанием воспитательной и
физкультурно-оздоровительной работы в
группе.
6. Привлечение родителей к участию в
спортивно-игровых праздниках.

1. Организация воспитательной работы
по формированию навыков, необходимых
для трудовой деятельности детей.
2. Организация воспитательной работы
по формированию навыков трудового
усилия.
3. Организация воспитательной работы
по формированию стремления к ежедневной
полезной трудовой деятельности.
4. Подготовка и реализация минипроекта «Кто любит трудиться, тому без дела
не сидится».
1. Создание эстетической развивающей
среды.
2. Организация воспитательной работы
по формированию навыков культуры
общения, поведения, этических
представлений.

художественно3. Организация выставок, концертов,
творческой и
детских развлечений, праздников.
продуктивной
4. Организация художественнодеятельности.
творческой деятельности самих детей.
Задача:
обеспечить
построение
воспитательного
процесса для воспитания
культуры общения,
поведения, этических
представлений в
процессе
художественнотворческой и
продуктивной
деятельности.
От 4 лет до 5 лет
Содержание воспитательной работы в дошкольной образовательной организации с
детьми средней группы (4- 5 лет).
Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы, в
соответствии с возрастными особенностями детей 4 - 5 лет

Направления
воспитания.
Ценности

Цель, задачи

Патриотическое
Цель:
создание условий для
Ценности:
Родина, природа воспитания нравственных
качеств, в процессе
ознакомления детей с малой
родиной, своей страной,
семьей, природой.
Задача:
обеспечить условия для
воспитания нравственных
качеств, в процессе
ознакомления детей с малой
родиной, своей страной,
семьей, природой.

Духовнонравственное
Ценности:
милосердие,
жизнь, добро

Цель:
создание условий для
воспитания социального и
эмоционального интеллекта.
Задача:

Направление деятельности
педагога, воспитателя, руководителя
ДОО
1. Организация воспитательной
работы по формированию любви к
родному краю, родной природе, семье,
культурному наследию своего народа.
2. Организация проектной
деятельности по воспитанию бережного
отношения к природе:
Коллективный экологический проект
«Удивительный мир природы» (коллаж в
Берендеевом царстве).
3. Организация воспитательной
работы по развитию детских
представление о защитниках Родины:
проект «Защитники русской Земли» (от
русских богатырей до героев
современности).
1.Организация воспитательной
работы по формированию детей
элементарных представлений о том, что
такое хорошо и что такое плохо.

формировать опыт
правильной оценки хороших и
плохих поступков (социальный
и эмоциональный интеллект).

2.Подготовка и реализация
группового проекта «Дерево добра».
3.Организация выставки книг,
иллюстраций о добре, милосердии в
«Литературном» Центре (уголке).
1. Организация сюжетно-ролевых игр
Социальное
Цель:
создание условий для
по воспитанию нравственных качеств:
Ценности:
человек, дружба формирования ценностного
заботы, милосердия, сопереживания,
сотрудничество. отношения к семье, человеку,
умения договариваться, соблюдать
дружбе.
правила.
2. Организация игр на воспитание
Задача:
обеспечить построение
навыков поведения в обществе.
воспитательного процесса для
3. Планирование и проведение
формирования ценностноежедневных игровых ситуаций,
смыслового отношения ребенка предполагающих анализ своих
к социальному окружению.
поступков и поступков других детей.
4. Создание доброжелательного
психологического климата в группе.
1. Организация насыщенной и
Познавательное
Цель:
создание условий для
структурированной образовательной
Ценность:
познание
формирования ценности
среды. Создание «Центров активности»
познания.
(Центр науки и естествознания, центр
конструирования, центр песка и воды).
Задача:
обеспечить построение
2. Организация совместной
воспитательного процесса для
деятельности с детьми на основе
развития детских
наблюдения, сравнения, проведения
познавательных интересов,
опытов (экспериментирования).
познавательной мотивации,
3. Организация походов и экскурсий,
познавательных действий.
чтения и просмотра иллюстраций книг.
4. Организация конструкторской и
продуктивной творческой деятельности.
1. Организация работы по
Физическое и
Цель:
создание условий для
физическому воспитанию детей 4 - 5 лет
оздоровительное
физического воспитания и
с учетом обновления и пополнения
Ценности:
здоровье, жизнь развития детей
развивающей предметно4 - 5 лет в процессе
пространственной среды.
ежедневной двигательной
2. Организация и проведение
деятельности.
подвижных игр.
3. Организация и проведение
Задача:
обеспечить построение
спортивных игр.
воспитательного процесса по
4. Организация и проведение
физическому воспитанию и
народных игр.
развитию детей
5. Ознакомление родителей с
4 - 5 лет в процессе
содержанием воспитательной и
двигательной деятельности.
физкультурно-оздоровительной работы в
группе.
6. Привлечение родителей к участию
в спортивно-игровых праздниках.

Трудовое
Ценность:
труд

Цель:
создание условий для
воспитания ценностного
отношения к труду.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса для
формирования навыков,
необходимых для трудовой
деятельности детей.

Эстетическое
Ценности:
культура и
красота

Цель:
создание условий для
обогащения чувственного
опыта и развития
эмоциональной сферы
личности ребенка в процессе
художественно-творческой и
продуктивной деятельности.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса для
воспитания культуры общения,
поведения, этических
представлений в процессе
художественно-творческой и
продуктивной деятельности.

1. Организация воспитательной
работы по формированию навыков,
необходимых для трудовой деятельности
детей.
2. Организация воспитательной
работы по формированию навыков
трудового усилия.
3. Организация воспитательной
работы по формированию стремления к
ежедневной полезной трудовой
деятельности.
4. Подготовка и реализация минипроекта «Трудятся взрослые - трудятся
дети».
1. Создание эстетической
развивающей среды.
2. Организация воспитательной
работы по формированию навыков
культуры общения, поведения, этических
представлений.
3. Организация выставок, концертов,
детских развлечений, праздников.
4. Организация художественнотворческой деятельности самих детей.

От 5 лет до 6 лет
Содержание воспитательной работы в дошкольной образовательной организации с
детьми старшей группы (5 - 6 лет)
Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы в
соответствии с возрастными особенностями детей 5 - 6 лет.
Направления
воспитания.
Цель, задачи
Ценности
Патриотическое
Цель:
Ценности: Родина,
создание условий для
природа
воспитания нравственных
качеств в процессе
ознакомления детей с
традициями России и
своего народа.
Задача:

Направление деятельности педагога,
воспитателя, руководителя ДОО
1. Организация воспитательной работы
по формированию любви к родному краю,
родной стране, родной природе, семье.
2. Организация детско-родительских
проектов направленных на ознакомление
детей с названиями улиц, на которых они
живут, достопримечательностях города
(поселка).

обеспечить построение
воспитательного процесса с
учетом патриотического
направления воспитания в
условиях ДОО.
ДуховноЦель:
создание условий для
нравственное
формирования умений
Ценности:
милосердие, жизнь, оценивать свои поступки и
добро
поступки других людей.
Задача:
формировать опыт
правильной оценки
хороших и плохих
поступков (социальный и
эмоциональный интеллект).
Социальное
Цель:
создание условий для
Ценности:
человек, дружба
формирования ценностного
сотрудничество.
отношения
к семье, человеку,
дружбе.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
для формирования
ценностно-смыслового
отношения ребенка к
социальному окружению.
Познавательное
Ценность:
познание

Физическое и
оздоровительное
Ценности:
здоровье, жизнь

3. Подготовка совместного (с
родителями) проекта «Моя страна - Россия».

1.Организация воспитательной работы
по формированию детей элементарных
представлений о том, что такое хорошо
и что такое плохо.
2. Подготовка и реализация группового
проекта «Награды героев».
3. Организация выставки книг,
иллюстраций о добре, милосердии в
«Литературном» Центре (уголке).

1. Организация сюжетно-ролевых игр
по воспитанию нравственных качеств,
наблюдения, беседы.
2. Организация игр по освоению
речевой культуры.
3. Организация взаимодействия со
взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
4. Совместные действия детей и
взрослых по подготовке материала и
оборудования для игровой деятельности,
изготовление атрибутов к сюжетным играм,
подарков и сюрпризов друг другу, созданию
книжки - картинки «Правила, по которым
мы живем в группе».
1. Организация насыщенной и
Цель:
создание условий для
структурированной образовательной среды.
формирования ценности
2. Организация совместной
познания.
познавательно-исследовательской
деятельности детей.
Задача:
обеспечить построение
3. Организация экскурсий, встречи с
воспитательного процесса интересными людьми (экскурсия по
для развития детских
детскому саду, на производство родителей
познавательных интересов, (по возможности), к социокультурным
познавательной мотивации, объектам, по улицам и
познавательных действий. достопримечательным местам города).
4. Организация конструктивномодельной деятельности.
5. Подготовка и реализация проекта
«Наш край».
1. Организация работы по физическому
Цель:
создание условий для
воспитанию детей 5 - 6 лет с учетом
физического воспитания и обновления и пополнения развивающей
развития детей 5 - 6 лет в
предметно-пространственной среды.
процессе ежедневной
2. Организация и проведение
двигательной деятельности. подвижных, спортивных и народных игр.

Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
по физическому
воспитанию и развитию
детей 5 - 6 лет в процессе
двигательной деятельности.
Трудовое
Ценность:
труд

Цель:
создание условий для
воспитания ценностного
отношения к труду.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса
для формирования навыков,
необходимых для трудовой
деятельности детей

Цель:
Эстетическое
создание условий для
Ценности:
культура и красота обогащения чувственного
опыта и развития
эмоциональной сферы
личности ребенка в
процессе художественнотворческой и продуктивной
деятельности.
Задача:
обеспечить условия для
обогащения чувственного
опыта и развития
эмоциональной сферы
личности ребенка в
процессе художественнотворческой и продуктивной
деятельности.

3. Ознакомление родителей с
содержанием воспитательной и
физкультурно-оздоровительной работы в
группе.
4. Привлечение родителей к участию в
спортивно-игровых праздниках.
5. Веселые старты (совместно с
родителями) спортивные соревнования.
1.Организация воспитательной работы
по формированию навыков, необходимых
для трудовой деятельности детей
(совместные действия мальчиков и девочек
по поддержанию порядка в игровых
центрах, уголке природы, по поддержанию
порядка на участке).
2. Организация воспитательной работы
по формированию навыков трудового
усилия (совместно с воспитателем,
родителями сбор природного материала для
поделок).
3. Организация воспитательной работы
по формированию стремления к ежедневной
полезной трудовой деятельности.
1. Создание эстетической развивающей
среды.
2. Организация воспитательной работы
по формированию навыков культуры
общения, поведения, этических
представлений.
3. Организация выставок, концертов,
детских развлечений, праздников
(новогодний праздник, праздник «9
Мая - День Победы», литературномузыкальные праздники ко Дню защитника
Отечества, 8 марта).

От 6 лет до 7 лет
Содержание воспитательной работы в дошкольной образовательной организации с
детьми подготовительной к школе группы (6 - 7 лет).
Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы, в
соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 7 лет.
Направления
воспитания.
Ценности

Цель, задачи

Направление деятельности педагога,
воспитателя, руководителя ДОО

Патриотическое
Цель:
создание условий для
Ценности:
Родина, природа
воспитания нравственных
качеств, в процессе
ознакомления детей с
традициями России и своего
народа.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса с
учетом патриотического
направления воспитания в
условиях ДОО.
ДуховноЦель:
создание условий для
нравственное
формирования умений
Ценности:
милосердие,
оценивать свои поступки и
жизнь, добро
поступки других людей.
Задача:
формировать опыт
правильной оценки хороших и
плохих поступков (социальный
и эмоциональный интеллект).
Социальное
Ценности:
человек, дружба
сотрудничество

Цель:
создание условий для
формирования ценностного
отношения к семье, человеку,
дружбе.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса для
формирования ценностносмыслового отношения
ребенка к социальному
окружению.

Познавательное
Цель:
создание условий для
Ценность:
познание
формирования ценности
познания.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса для
развития детских
познавательных интересов,
познавательной мотивации,
познавательных действий.

1. Организация воспитательной
работы по формированию любви к
родному краю, родной стране, родной
природе, семье.
2. Организация воспитательной
работы по обеспечению знаний о
духовных и культурных традициях
своего народа.
3. Подготовка и реализация
проектов: «Природные зоны России»
(модель-карта), «Русская культура»
(народные промыслы).
1.Организация воспитательной
работы по формированию у детей
элементарных представлений о том, что
такое хорошо и что такое плохо.
2. Подготовка и реализация
группового проекта «Известные люди
нашей страны».
3. Организация выставки книг,
иллюстраций о добре, милосердии в
«Литературном» Центре (уголке).
1. Организация сюжетно-ролевых
игр по воспитанию нравственных
качеств, наблюдения, беседы.
2. Организация игр по освоению
речевой культуры.
3. Организация взаимодействия со
взрослыми и сверстниками на основе
общих интересов и дел.
4. Совместные действия детей и
взрослых по изготовлению атрибутов к
сюжетным играм, подготовке элементов
коллажа «Древняя Русь» (панорамного
типа), «Терема и башни».
1.Организация насыщенной и
структурированной образовательной
среды (создание исследовательского
Центра активности).
2. Организация совместной
познавательно-исследовательской
деятельности детей.
3. Организация экскурсий, встречи с
интересными людьми (ветераны Великой
Отечественной и локальных войн,
офицеры военных частей,
военнослужащие).
4. Организация конструктивномодельной деятельности.

Физическое и
оздоровительное
Ценности:
здоровье, жизнь

Цель:
создание условий для
физического воспитания и
развития детей
6 - 7 лет в процессе
ежедневной двигательной
деятельности.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса по
физическому воспитанию и
развитию детей
6 - 7 лет в процессе
двигательной деятельности.

Трудовое
Ценность:
труд

Цель:
создание условий для
воспитания ценностного
отношения к труду.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса для
формирования навыков,
необходимых для трудовой
деятельности детей.

Эстетическое
Ценности:
культура и
красота

Цель:
создание условий для
обогащения чувственного
опыта и развития
эмоциональной сферы
личности ребенка в процессе
художественно-творческой и
продуктивной деятельности.
Задача:
обеспечить построение
воспитательного процесса для

1. Организация работы по
физическому воспитанию детей 6 -7 лет с
учетом обновления и пополнения
развивающей предметно пространственной среды.
2. Организация и проведение
подвижных, спортивных и народных игр.
3. Ознакомление родителей с
содержанием воспитательной и
физкультурно-оздоровительной работы в
группе.
4. Привлечение родителей к участию
в спортивно-игровых праздниках.
5. Веселые старты (совместно с
родителями) спортивные соревнования
(дату и содержание соревнования
определяет воспитатель, родители и
инструктор по физической культуре).
1. Организация воспитательной
работы по формированию навыков,
необходимых для трудовой деятельности
детей.
2. Организация воспитательной
работы по формированию навыков
трудового усилия.
3. Организация воспитательной
работы по формированию стремления к
ежедневной полезной трудовой
деятельности.
4. Совместные трудовые дела:
- совместные действия мальчиков и
девочек по поддержанию порядка в
игровых центрах, уголке природы, по
поддержанию порядка на участке
(ежедневно).
- совместные действия с родителями
по изготовлению атрибутов к сюжетным
и театрализованным играм, элементов
костюма для карнавала, оформлению
коллекций, сбору информации,
подготовке к фестивалю культур.
1. Создание эстетической
развивающей среды.
2. Организация воспитательной
работы по формированию навыков
культуры общения, поведения, этических
представлений.
3. Организация выставок, концертов,
детских развлечений, праздников.
4. Организация художественнотворческой деятельности самих детей.

воспитания культуры общения,
поведения, этических
представлений в процессе
художественно-творческой и
продуктивной деятельности.

Формы совместной деятельности в ДОО
Работа с родителями (законными представителями) строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
В организации используются следующие виды и формы работы с семьей:













родительские собрания (общие, групповые);
педагогические беседы,
консультации (индивидуальные и групповые);
дни открытых дверей;
совместные игровые мероприятия;
участие родителей (законных представителей) воспитанников в создании
«Портфолио» своего ребёнка (работа по сбору и обобщению творческой активности
и развития ребёнка);
участие родителей (законных представителей) воспитанников в создании
развивающей предметно-пространственной среды;
совместные мероприятия, (досуги, праздники, организация выставок детского
творчества, фотовыставки и другое);
информационные стенды;
заседание клуба «Молодая семья»
анкетирование

События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность
взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Образовательное событие и его воспитательная ценность
Образовательное событие - это новая форма деятельности детей и взрослых.
Воспитательная ценность:
- общая заинтересованность детей и взрослых в происходящем;
- эмоциональное сближение детей и взрослых;
- совместное участие, совместные действия детей и взрослых во времени и пространстве.
Цель: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности в процессе освоения новых способов взаимодействия детей и взрослых
Задачи:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность в процессе коллективной
продуктивной деятельности;
- развивать умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми.
События дошкольной образовательной организации

Праздники
Общие дела
«Утренний»,
«Вечерний» круг
Познавательные
Трудовые
Музыкальнолитературные
Физкультурные и
оздоровительные
Проекты
воспитательной
направленности

Поздравление
именинников

День дошкольного работника, День матери, Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский
день 8 Марта, Пасха, День Победы, День семьи.
Коллективный труд, трудовые поручения (ежедневно).
Организация детских мини-мастерских и студий для
продуктивной досуговой деятельности.
Ежедневное обсуждение совместных дел.
Совместная разработка и реализация социальных,
познавательных, культурных проектов
Совместная трудовая деятельность и реализация проекта
«Трудимся вместе».
Совместная музыкально-литературная досуговая деятельность
(выступления, беседы, музицирование).
Спортивные праздники и досуги семейно-групповые эстафеты,
соревнования.
Долгосрочный проект: Твори добро
Юные волонтёры
Детский сад и семья – настоящие друзья
Берегите ёлочку
«Рождество»
Огород на окне
Пасха
«День Победы»
Космос и др.
В каждой группе принято поздравлять именинников.
Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от
детей.

Организация, планирование, реализация событий дошкольной образовательной
организации осуществляются по новым образовательным технологиям Н. Вераксы, Т.
Комаровой, Э. Дорофеевой: «Пространство детской реализации»; «Образовательное событие»;
«Утренний и вечерний круг»; «Развивающий диалог»; «Технология позитивной социализации»;
«Технология создания детского сообщества» (ровестничество).
Проектирование событий осуществляется также по материалам Института изучения
детства, семьи и воспитания «Воспитателю о воспитании», что позволяет построить
целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Основные виды организации совместной деятельности, их воспитательный
потенциал
Виды организации совместной деятельности, их воспитательный потенциал
Воспитательный потенциал:
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевая игра;
- в игре ребенок развивается, познает мир, приобретает
- режиссерская игра;
игровой опыт, контролирует свои действия;
- игра-экспериментирование с
- проявляет настойчивость в поиске решения;
разными материалами,
- проявляет интерес к игровому экспериментированию;
- дидактические и
- придумывает новые правила игры;
развивающие игры;
- создает вместе с детьми продукты - сюжеты,
- подвижные игры;
зафиксированные разными способами (рисунки,
- музыкальные игры.
пиктограммы, карты сказочной страны;

- осваивает умение объяснять воспитателю и
сверстникам содержание и правила игры;
- бережно относится к игровым материалам.
Воспитательный потенциал:
Коммуникативная
- приобретает опыт социальных представлений о мире
деятельность:
- беседы;
людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и
- рассматривание и сравнение; сверстниками;
- ситуативный разговор и
- познает себя и других;
речевая ситуация по теме;
- обогащает представления о людях, их нравственных
- составление творческих
качествах, гендерных отличиях;
рассказов;
- осваивает практики социального поведения;
- составление описательных
- проявляет инициативу и самостоятельность в
рассказов;
речевом общении со сверстниками и взрослыми;
- речевые конкурсы.
- приобретает опыт использования в практике
общения описательный монолог;
- осваивает произношение сложных звуков родного
языка;
- использует вежливые формы обращения к детям и
взрослым;
- приобретает опыт участия в речевых конкурсах.
Воспитательный потенциал:
Познавательно- расширение культурного кругозора;
исследовательская
- приобретает опыт общения с интересными людьми;
деятельность:
- экскурсия;
- обогащение сенсорного опыта;
- встречи с интересными
- освоение эталонных характеристик предметов;
людьми (социальными
- приобретает опыт исследовательских действий;
партнерами);
- познает мир природы;
- наблюдения;
- приобретает опыт наблюдения за объектами
- рассматривание;
природы;
- игры-путешествия;
- приобретает опыт самостоятельного познания;
- экспериментирование;
- приобретает опыт участия в коллективной
- моделирование;
творческой деятельности;
- коллекционирование;
- осваивает способы моделирования, конструирования.
- конструирование.
Воспитательный потенциал:
Трудовая деятельность:
- трудовые поручения;
- стремление к познанию разных видов трудовой
- дежурство;
деятельности;
- коллективный труд.
- приобретает опыт уважительного отношения к труду
взрослых и сверстников;
- приобретает опыт безопасного обращения с
инструментами и орудиями труда.
Двигательная деятельность:
Воспитательный потенциал:
- подвижные игры;
- развитие физических качеств;
- спортивные игры;
- освоение моделирующей структуры основных
- дидактические игры;
движений в процессе дидактической игры;
- рассматривание
- освоение способов практических действий в процессе
физкультурных пособий,
ознакомления с физкультурными пособиями и
оборудования.
оборудованием.
Чтение художественной
Воспитательный потенциал:
- обогащение «читательского» опыта, литературнолитературы
художественного вкуса;

- приобретает опыт освоения разных литературных
жанров (сказка, стихотворение, рассказ);
- приобретает опыт активного участия в разных видах
художественной деятельности.
МузыкальноВоспитательный потенциал:
- проявление эстетического отношения к
художественная деятельность:
- изобразительное искусство; окружающему миру, понимание ценности искусства;
- музыка.
- расширение представлений о видах декоративноприкладного искусства, графике, живописи, скульптуре,
архитектуре;
- обогащение слухового опыта детей при знакомстве с
основными жанрами музыки.
Продуктивная деятельность
Воспитательный потенциал:
- приобретает опыт и технические умения,
изобразительные умения;
- приобретает опыт и умение сотрудничества в
коллективной творческой деятельности.
Организация предметно-пространственной среды
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространства групп организовано в
виде хорошо разграниченных зон (центры), оснащенных большим количеством развивающих
материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует
большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься
конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и
вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям
лучше понимать, где и как работать с материалами.
Предметно-пространственная среда организована с учетом компонентов, отражающих
региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий; экологичность,
природосообразность и безопасность; ценность семьи, людей разных поколений, труда,
здорового образа жизни и обеспечивающих детям возможность общения, игры и совместной
деятельности, познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий,
знакомство с особенностями традиций многонационального российского народа.
Игрушки, материалы и оборудование соответствуют требованиям безопасности и
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Социальное партнерство
Дошкольная образовательная организация является открытой социальной системой.
В результате взаимодействия с партнерами происходит развитие дошкольной
организации. Работа с социальными партнерами способствует формированию позитивной
самооценки дошкольников. Дети познают окружающий социальный мир, взаимодействуют с
людьми разных профессий и сверстниками.
Работа с родителями - одна из важных составляющих партнерской деятельности.
Родительская ответственность, заинтересованность, взаимопонимание способствуют
целостному развитию личности каждого ребенка.
Специалисты учреждений культуры ведут интересную работу по приобщению детей к
культурным ценностям своего народа.
Воспитанники принимают участие в региональных праздниках, воспитательных
мероприятиях.
ДОО тесно сотрудничает на основе взаимных договоров и планов совместной работы с

МОУ Пильнинская СОШ № 2 имени Пушкина,
МУК «Пильнинский краеведческий музей»,
МБУДО «Центр детского творчества»,
МБУДО «Пильнинская детская школа искусств»,
МУК «Пильнинская районная централизованная библиотечная система»,
МУК Районный Культурно-досуговый центр,
ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ»,
ГБУ "Пильнинский СРЦИ",
МРО «Православный приход церкви в честь Святителя и Чудотворца Николая.

2.7.4. Организационный раздел Программы воспитания
2.7.4.1. Кадровое обеспечение.
В Организации образовательная деятельность строится на основе основополагающего
принципа дошкольного образования – объединение обучения и воспитания в единый
образовательный процесс. В дошкольном возрасте все виды взаимодействия с ребенком, включая
режимные моменты, решают как воспитательные, так и обучающие задачи в неразрывном единстве.
Следовательно, в отдельных штатных единиц для осуществления воспитательной работы в
дошкольных организациях необходимости нет и в Организации они не предусмотрены.
Воспитанием детей должны заниматься все сотрудники детского сада от педагогов и руководителей
до обслуживающего персонала, в тесном контакте с семьями воспитанников.
2.7.4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Внесение изменений в локальные нормативные акты, в связи с РПВ, не предусмотрено.
В рамках методического обеспечения воспитательной работы в процессе общей
образовательной деятельности используются пособия, способствующие воспитанию в детях
нравственных основ личности в соответствии с целью Программы, обозначенной в целевом разделе.

Нормативно-правовую основу воспитательной работы дошкольной
образовательной организации определяют следующие документы:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
2.7.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
Особых требований, связанных с введением РПВ, к условиям работы с особыми категориями
детей не предусматривается, поскольку нравственные ценности для всех детей в нашей стране
одинаковые.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.